План работы по самообразованию
Воспитатель:Ярошенко Ольга Петровна
Период: 2019-2020г.
Тема: « Экологическое воспитание как средство формированиянравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: разработать систему экологического воспитания дляформирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить научно-популярную, методическую,художественную литературы, опыты работы коллег в интернет - сообществах, журнальные статьи;
-применять в практической деятельностиприобретенные знания, навыки, а так же организации воспитательно-образовательногопроцесса с детьми;
- обобщить опыт по теме «Экологическое воспитание как средство формирования нравственнойкультуры у детей старшего дошкольного возраста »
Список используемой литературы:
РСписок используемой литературы:
Арапов-Пискарева Н. А.
Мой родной дом. Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.-457с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
Рыжова Н.А. Наш дом природа
Изучение статей, методических разработок по данной теме на интернет- сайтах.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.
Соколова Л. А. С59 Экологическая тропа детского сада. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 80 с
еализация плана по самообразованию
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Результат |
2019 |
Раздел 1: Теоретический |
Выборочное изучение научной, научно-популярной, методической, художественной литературы, опыт работы коллег в интернет -сообществах, журнальные статьи;
|
Сентябрь 2019
декабрь 2019 |
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности |
|
|
Чтение, конспектирование, изучение методических рекомендаций |
РЫЖОВА Н.А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил.
Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.
ttp://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf |
|
|
|
Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Помогает ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомит с элементарными правилами поведения в природе, ориентирует ребенка на их соблюдение. |
|
|
|
Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада; Воронкевич О.А..
В данном пособии представлен проект, позволяющий продуктивно проводить прогулки с детьми в целях экологического воспитания и оздоровления детей на свежем воздухе, решая познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую задачи. Проект включает предварительную подготовку по озеленению и декорированию тематическими фигурками и элементами участка ДОО и непосредственно тематические занятия, проводимые на указанных участках. Пособие содержит сказки и легенды по тематике занятий. Пособие предназначено для воспитателей и педагогов ДОО. |
|
|
|
О. Воронкевич: Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. ФГОС
Методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Метод проектов - это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
https://www.labirint.ru/books/442936/ |
|
|
|
Баринова. Учимся любить природу
В данной книге представлено авторское пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На примере подробно развёрнутых занятий раскрываются сложные, многогранные отношения между человеком и природой. Основная цель представленных разработок - помочь детям осознать, что такое природа, чем она является для человека, как к ней надо относиться. В пособии обобщён десятилетний опыт работы автора-педагога, использованы классические и современные литературные произведения, введено множество тематических физкультурных минуток, подвижных и дидактических игр, тренингов, эстафет и пальчиковых гимнастик.
https://www.labirint.ru/books/439915/ |
|
|
|
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
В книге представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также перспективное планирование работы и описания опытов. Издание предназначено для педагогов ДОУ, также оно может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.
https://www.labirint.ru/books/252039/ |
|
|
|
Евтюкова Т. А.Умные вопросы. Викторины для дошкольников;
Книга поможет организовать развивающий досуг с детьми дошкольного возраста.
Разнообразие предложенных викторин способствует не только интересному времяпрепровождению, но и расширяет кругозор, развивает смекалку, а также пробуждает интерес к чтению.
Викторины разнообразят детские и семейные праздники, а также займут ребенка в дороге, на отдыхе.
Рекомендуется для работы с детьми в семье, детском саду, учреждениях дополнительного образования.
https://www.labirint.ru/books/172740/ |
|
|
|
С. Николаева "Юный эколог"
В данном пособии раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. |
2018-2019 |
Раздел 2: Практическая детальность |
Применение в системе приобретенные знания, навыки и умения в собственной практической деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса |
2019-2020 |
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация занятий с использованием полученных знаний,
Организация выставки;
Разработка занятий;
Подготовка материала к семинару;
Консультации для родителей;
Участие в МО, семинарах ДОУ,
Буклеты, памятки;
Подготовка материала для выступления на родительском собраний. |
|
|
|
2019 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
Май 2020 |
Представление опыта по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников |
Реализация планапо самообразованию 2019-2020г.г.
Практическая детальность |
2019-2020 |
Проектирование, дополнение рабочей программы старшей и подготовительной групп
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ |
Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по всем видам деятельности с воспитанниками 5 – 6 лет; 6-7 лет.
Перспективный план работы с родителями на 2019 -2020 уч. год |
|
2019-2020 |
Работа с родителями |
Консультация для родителей
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
https://11686.maam.ru/maps/news/334246.html
Консультация для родителей. ПАМЯТКА ПО ВЫЖИГАНИЮ СУХОЙ ТРАВЫ
https://11686.maam.ru/maps/news/334282.html
Консультация для родителей "Воспитание добротой"
https://11686.maam.ru/maps/news/334286.html
Список литературы, рекомендованной для чтения по темам.
https://11686.maam.ru/maps/news/354674.html
Буклет «Тише! Птицы на гнездах!»
https://11686.maam.ru/maps/news/360258.html
Буклет «Поведение в природе весной»
https://11686.maam.ru/maps/news/360294.html
Привлечение к проведению экологических акций.
Цель: повышать экологическую компетентность родителей в экологическом воспитании детей.
Привлечение к организации творческих выставок.
Новости о тематических мероприятиях
В разделе «Новости» страничках старшей группы. |
|
|
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. |
Всероссийский педагогический конкурс «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» |
|
В течение года |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. |
Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. |
|
В течение года |
Подготовка материала к информационным стендам. |
Оформление стендов «Эколята- дошколята».
Цель: ознакомление родителей с проектной деятельностью дошкольников.
Оформление тематических выставок рисунков и поделок в рекреациях дошкольного учреждения. |
|
В течение года |
Накопление практического материала по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников », внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. |
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста «Секреты веселого лета»
Цель: расширять представления детей об окружающем его мире. https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-sekrety-veselogo-leta-dlja-detei-srednei-grupy.html
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста «Осень золотая, что с собою принесет?»» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять представления детей о многообразии природных явлений через привлечение к проектной деятельности.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osen-zolotaja-chto-s-soboyu-prineset.html
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста: Познавательно-исследовательский проект «От зернышка к хлебушку»
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процессе выращивания и изготовления хлеба и хлебопродуктов.
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskii-proekt-ot-zernyshka-k-hlebushku-dlja-detei-starshei-grupy.html
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста: Проект по экологическому воспитанию «Снова птицы в стаи собираются»
Цель: закрепить представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-snova-pticy-v-stai-sobirayutsja.html
Познавательно-экологический проект «Зимняя жизнь животных и птиц» для детей старшей группы.
Цель: Углубить представления том, как звери и птицы зимуют в лесу, какие изменения происходят в их внешнем виде к зиме.
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-yekologicheskii-proekt-zimnja-zhizn-zhivotnyh-i-ptic-dlja-detei-starshei-grupy.html
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста: Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Идет, гудет зеленый шум…»
Цель: Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-idet-gudet-zelenyi-shum.html |
|
В течение года |
Организация развивающей среды |
Пополнение уголка живой природы новыми дид. играми, муляжами, растениями, организация тематических выставок книг, обновление патриотического уголка, пополнение тематическими альбомами. |
|
|
Прохождение курсов повышение педагогической квалификации по теме: «Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметной области «Дошкольная психология и педагогика» »
Повышение квалификации, прослушивание курсов вебинаров:
(01.03.2020) |
Целью прохождения курсов являлось: самообразование; определение уровня профессиональной компетентности;
подтверждение уровня квалификации.
https://pedcampus.ru/profile
Цель: ознакомиться с курсом вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования России. В ходе лекций были рассмотрены самые важные вопросы, касаемые воспитания современного дошкольника, разобраны новые уникальные методики преподавания в детских дошкольных учреждениях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
webinar@vospitateli.org . |
|
|
Распространение опыта в сетевом взаимодействии |
Статья в блоге
Фотоотчет о тематической неделе «Волшебница вода»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-po-tematicheskoi-nedele-volshebnica-voda.html
Познавательный проект «Секреты веселого лета»
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-sekrety-veselogo-leta-dlja-detei-srednei-grupy.html
Фотоотчет « Последние летние деньки».
https://11914.maam.ru/maps/news/315287.html
Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста для тематической недели «Эта волшебная вода…»
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-razvlechenie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-dlja-tematicheskoi-nedeli-yeta-volshebnaja-voda.html
Сценарий поэтического досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весна идет — весне дорогу»
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-poyeticheskogo-dosuga-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-vesna-idet-vesne-dorogu.html
Проект «Осень золотая что с собою принесет?»
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-osen-zolotaja-chto-s-soboyu-prineset.html
Фотоотчет «Здравствуй, осень».
https://11914.maam.ru/maps/news/317952.html
Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Приходи скорей, Зима» для детей старшего дошкольного возраста
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-sportivno-poznavatelnogo-razvlechenija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prihodi-skorei-zima.html
Сценарий акции по экологическому воспитанию «Здравствуй, гостья Зима!»
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-akci-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-zdravstvui-gostja-zima.html
Отчет о проектной деятельности «Зима. Птицы и животные зимой»
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-zima-pticy-i-zhivotnye-zimoi.html
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Идет, гудет зеленый шум…»
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-idet-gudet-zelenyi-shum.html
Публикации в Международном сетевом издании» Солнечный свет»
Публикации в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования» |
2019 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
|
Май 2020 |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
|
|
В течение года |
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. |
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
|
|
Презентация опыта работы по теме самообразования |
Представление опыта по теме «Экологическое воспитание как средство формирования нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста » на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников. |