План работы по самообразованию
Воспитатель: Ярошенко Ольга Петровна
Период: 2018-2019г
Тема: «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников »
Цель: Создать условия для реализации проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
- изучить научно-популярную, методическую, художественную литературы, опыты работы коллег в интернет - сообществах, журнальные статьи;
-применять в практической деятельности приобретенные знания, навыки, а так же организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
-организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности;
- обобщить опыт по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников»
Литература:
Список используемой литературы:
С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры
П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»
М. В. Лучич «Детям о природе».
Н. А. Рыжова « Не просто сказки»
Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»
О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
Рыжова Н.А. Наш дом природа
16. Изучение статей, методических разработок по данной теме на интернет- сайтах.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Результат |
2018 |
Раздел 1: Теоретический |
Выборочное изучение научной, научно-популярной, методической, художественной литературы, опыт работы коллег в интернет -сообществах, журнальные статьи;
|
Сентябрь 2018
декабрь 2019 |
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности |
2018-2019 |
Раздел 2: Практическая детальность |
Применение в системе приобретенные знания, навыки и умения в собственной практической деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса |
2018-2019 |
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация занятий с использованием полученных знаний,
Организация выставки;
Разработка занятий;
Подготовка материала к семинару;
Консультации для родителей;
Участие в МО, семинарах ДОУ,
Буклеты, памятки;
Подготовка материала для выступления на родительском собраний. |
|
|
|
2019 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
Май 2019 |
Представление опыта по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников |
Реализация плана по самообразованию
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (новизна идеи при изучении литературы,рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Теоретический |
09.2018
04.2019 |
Чтение, конспектирование, изучение методических рекомендаций |
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
Она содержит один из вариантов конкретных технологий формирования начал экологической культуры у детей 6—7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающих детей, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия и отражения впечатлений о них выстраиваются вокруг чтения книги
http://doshkolniki.org/knigi/dlya-dou/398-nikolaeva-s-n-vospitanie-ekologicheskoj-kultury-v
Лучич М.В. Детям о природе, книга для воспитателя детского сада
В ней содержатся практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовывать наблюдения на прогулке.
Материал дается по возрастным группам в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду". В пособии представлены различные дидактические игры, загадки, пословицы, стихотворения о природе.
РЫЖОВА Н.А. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил.
Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.
ttp://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. Предназначается для работников дошкольных учреждений а также для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов и колледжей.
В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни. |
Дошкольное воспитание № 7, 2000 г. 2. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64 с. 3. ресурсы интернет http://www.myshared.ru/slide/1300533
В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. |
Масленникова Ольга Михайловна, Филиппенко Антонина Алексеевна
Редактор: Попова Г. П.
Издательство: Учитель, 2019 г.
Серия: Образовательное пространство ДОУ
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/443140/
В книге педагогами г.Волгограда представлен опыт работы по созданию в ДОУ эколого-образовательного пространства. Описание практико-ориентированных проектов для детей от 3 до 7 лет, подпроектов, природоохранных акций, бесед. анкет и др. позволяют использовать этот опыт в практике любого детского сада.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/443140/ |
Мотыгуллина, Г.
Создание экологической развивающей среды [Текст] / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28-31 : ил. . - ISSN 0012-561X
Организация развивающей среды - одно из важнейших условий решения образования дошкольников, в том числе экологического. Постоянное наблюдение и уход за растениями и животными воспитывает у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании ее особенностей. |
Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Штанько И. В.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. |
|
|
|
|
Практическая детальность |
2018-2019 |
Проектирование, дополнение рабочей программы средней и старшей групп
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ |
Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по всем видам деятельности с воспитанниками4-5 лет;
Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности по всем видам деятельности с воспитанниками5-6 лет;
Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 уч. год |
|
2018-2019 |
Работа с родителями |
Консультация для родителей
https://11686.maam.ru/maps/news/272236.html
https://11686.maam.ru/maps/news/272235.html
https://11686.maam.ru/maps/news/272232.html
https://11686.maam.ru/maps/news/272229.html
Родительское собрание «Экология и дети». Целью данного мероприятия было обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания детей; знакомство родителей с содержанием работы по экологическому воспитанию группы и привлечению родителе к тесному взаимосотрудничеству в проектной деятельности
Привлечение к проведению мастер- классов.
Цель: привлекать родителей к тесному сотрудничеству родителей в проектной деятельности.
Привлечение к проведению экологических акций.
Цель: повышать экологическую компетентность родителей в экологическом воспитании детей.
Привлечение к организации творческих выставок.
Новости о тематических мероприятиях
В разделе «Новости» страничках старшей и средней групп.
https://11686.maam.ru/maps/abc/11686_007.html
https://11914.maam.ru/maps/abc/11914_007.html
Анкетирование. Буклеты, памятки.
https://11686.maam.ru/maps/news/276274.html
https://11686.maam.ru/maps/news/268473.html
https://11686.maam.ru/maps/news/268473.html |
|
|
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. |
Участие в районном конкурсе «Конкурс стендов эколята- дошколята» |
|
В течение года |
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. |
Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. |
|
В течение года |
Подготовка материала к информационным стендам. |
Оформление стендов «Эколята- дошколята»
Цель: ознакомление родителей с проектной деятельностью дошкольников |
|
В течение года |
Накопление практического материала по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников », внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. |
Проект по экологическому воспитанию детей "Природа вокруг нас" Цель: Формирование у воспитанников богатого внутреннего мира и системы целостного отношения к природе, ее животному и растительному миру.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-priroda-vokrug-nas-dlja-detei-srednei-grupy.html
Методическая разработка с детьми старшего дошкольного возраста «Осень урожайная» Познавательный проект «Осень урожайная» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
· https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-osen-urozhainaja-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
|
|
|
Методическая разработка с детьми среднего дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Долгосрочный познавательный проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Цель: формировать у дошкольников основы экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой через театрализованную деятельность.
https://www.maam.ru/detskijsad/dolgosrochnyi-poznavatelnyi-proekt-yekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-teatralizovanoi-dejatelnosti.html |
|
|
|
Методическая разработка « Зимним холодом пахнуло на поля и на леса… ».
«Познавательно- творческий проект для детей среднего возраста
« Зимним холодом пахнуло на поля и на леса… ».
Цель проекта: Расширять представления детей о зиме, как о времени года и проведении зимних праздников.
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-tvorcheskii-proekt-dlja-detei-srednego-vozrasta-zimnim-holodom-pahnulo-na-polja-i-na-lesa.html |
|
В течение года |
Организация развивающей среды |
Пополнение уголка живой природы новыми дид. Играми, муляжами, растениями, организация тематических выставок книг. |
|
|
Прохождение курсов повышение педагогической квалификации по теме: «Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметной области «Дошкольная психология и педагогика» »
Повышение квалификации дистанционно, 18.01.2019 — 16.02.2019 |
Целью прохождения курсов являлось: самообразование; определение уровня профессиональной компетентности;
подтверждение уровня квалификации.
https://pedcampus.ru/profile |
|
|
Распространение опыта в сетевом взаимодействии |
Статья в блоге
Фотоотчет о проекте «Урожайная осень»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-po-proektu-urozhainaja-osen.html
проект «Осень урожайная» для детей старшего дошкольного возраста
https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-osen-urozhainaja-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Фотоотчет «Пришла к нам опять Чудо-осень»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-prishla-k-nam-opjat-chudo-osen.html
Проект по экологическому воспитанию «Природа вокруг нас» для детей средней группы
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-priroda-vokrug-nas-dlja-detei-srednei-grupy.html
Фотоотчет о работе по экологическому проекту «Вода вокруг нас»
https://www.maam.ru/detskijsad/voda-vokrug-nas-826987.html |
2019 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
|
Май 2019 |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
|
|
В течение года |
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. |
Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
|
|
|
|
|
|
Презентация опыта работы по теме самообразования |
Представление опыта по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» на методическом объединении в ДОУ, в личном блоге
Мониторинг интегративных качеств воспитанников |