МБДОУ №6 Улыбка

Экологический проект «Мир вокруг нас» для детей старшей и подготовительной группы.

 Проблема:

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС)  организация воспитательно-образовательного процесса происходит не только через систему непосредственной образовательной деятельности, но и через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС  вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей.

В процессе педагогической деятельности ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается.

Детям закрепляют знания о лесе, парке, о водоёме и тд. как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.

Основной формой работы по экологическому воспитанию с детьми мы выбрали наблюдение. Объектом наших наблюдений является экосистема  природно-антропогенного комплекса ( прилегающий парк).  Во время проведения прогулок и экскурсий по парку мы начали замечать, что после сильного ветра на земле валяется много больших веток деревьев.  Дети задавали вопросы: «Почему падают  большие ветки, падают деревья?». Рассматривая внимательно валежник, мы обратили внимание на то, что стволы и кора у многих деревьев повреждены.  В последнее время летает меньше птиц, которые смогли бы помочь деревьям, поедая насекомых вредителей.

Наш парк давно не обновлялся, насекомые подточили  кору деревьев, а кое-где и стволы .

Перед нами встали вопросы « Почему пропадает старый парк? Что же нужно сделать , чтобы сохранить парк?

Актуальность :

Перед нами стоит задача не только дать детям знания о природе…(окружающей нас). , но и сформировать навыки бережного общения с природой, научить поступать, щадя и оберегая ее, научить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и состоянием окружающей нас природой.

Наблюдения показали, что деревьев в парке становится меньше, поэтому нужно устанавливать причинно-следственные связи этого явления- помочь парку возродиться. Для этого был разработан  проект «Мир вокруг нас». 

Цель проекта:

дать старт осуществлению на территории города Пролетарска новых  социально-экологических проектов в области сохранения природы нашего города, его животного и растительного мира.

Задачи проекта:

-Продолжать формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

-Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей) .

-Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.) .

-Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред;

-Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.

-Расширять взаимодействие с социальными службами города и семьями воспитанников.

Новизна проекта:

Основной формой  обучения экологическому воспитанию с детьми было  выбрано наблюдение в ходе целевых прогулок и экскурсий.

Период проведения проекта – с 14.03 - 25.03.2016г.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, аудиозаписи «Звуки природы», картотека подвижных, дидактических, пальчиковых, дыхательных игр, загадок, наглядно-дидактический материал, худ. литература, фотоальбом «Времена года»,

Участники проекта:

1. Дети и родители старшей и подготовительной  групп.

2. Воспитатели Тарасенко О. П, Ярошенко О. П., 

3. Городская общественность

 Вид проекта: фронтальный, среднесрочный, открытый.

Тип проекта: экологический

Методы: наглядный, словесный, интерактивный, практический

Форма:

Ситуативная беседа,

Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта,

Целевые прогулки

Анкетирование и консультации для родителей,

Экскурсия в парк, к водоёмам, по улицам нашего города,

Чтение стихов, рассказов, сказок о весне и экологии

Рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале,

Просмотр мультфильмов 

Налаживание связей с социальными сферами города.

Акции

Фотоотчет о проведенных акциях 

Культурно- досуговая программа

 Трудовой десант по уборке прилегающего парка, по озеленению участка.

Организация выставок, плакаты

Участие в районном конкурсе.

№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, Культурно- досуговые мероприятия, беседы, чтение и тд.,)  Социальные партнёры

Анкетирование родителей на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Цель: выявить уровень знаний родителей в вопросах экологического воспитания детей. воспитатели

1 Организация выставки детских рисунков в администрации города Пролетарска

«Парк в беде» 

Цель: привлечь внимание администрации города к проблемам прилегающего к детскому саду парка. Воспитатели, дети, родители

2 Проведение экологического турнира «Посвящение в юные экологи»

Цель: сформировать экологически- грамотное отношение детей к природе. Воспитатели, дети, родители

3 Создание листовок «Поможем любимому парку». Расклеивание по парку.

Цель: привлечь внимание к проблемам парка горожан  Пролетарска. Воспитатели, дети, родители

4 Презентация детских проектов дети

Развешивание знаков «Соблюдай чистоту»

Цель: продолжать формировать экологическую культуру, воспитывать  любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитатели, родители

5 Составление письма в администрацию о том, чтобы обратили внимание на проблему парка

Цель: привлечение общественности к совместному решению проблемы парка воспитатели

6 Привлечение общественности города.  Ивана Николаевича Разенкова

Цель: с помощью неравнодушного жителя Пролетарска поднять проблему спасения парка. Жители города

7   Акция «Приглашаем птиц в парк»-  развешивание скворечников

Цель: создать благоприятные условия для проживания в парке птиц. Родители, воспитатели

Привлечение молодогвардейцев и партии «Единая Россия» к сотрудничеству в проведении акции «Посади и ты, дерево в парке» Городская общественность, воспитатели

8 Акция «Посади и ты, дерево в парке»

Цель: привлечь общественность к посадке деревьев в парке.    Воспитатели, дети, родители, городская общественность

9   Презентация проекта «Мир вокруг нас »

 воспитатели

Участие в районном конкурсе воспитатели

10 Публикация в районную газету

Родители, СМИ сайт отдела образования

Ожидаемый результат:

расширение кругозора воспитанников о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде, как беречь, охранять и защищать ее.

Дети знают о роли деревьев в жизни человека (защищают от шума, от загрязненного воздуха, обогащают воздух кислородом)

Привлечение городской общественности в решении проблем «нашего» парка.

Повышение экологической культуры жителей города.

Используемая литература:

Образовательная программа 2014-2015г.

Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр»

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. -

Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. -

Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) .

«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

.Голицына Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет»: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду.

Старшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.

«Энциклопедия для малышей в сказках» (Все, что ваш ребенок должен узнать до школы) Елена Ульева, - М: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс 2013г

«Большая книга обо всем на свете»(энциклопедия для самых маленьких ; «Планета детства», г Москва, ООО «Издательство Астрель»

Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. Учебно- методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.- 96с.

19 марта 2016 в 22:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.