МБДОУ №6 Улыбка
|
Экологический проект «Мир вокруг нас» для детей старшей и подготовительной группы.Проблема: Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) организация воспитательно-образовательного процесса происходит не только через систему непосредственной образовательной деятельности, но и через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В процессе педагогической деятельности ребенок должен осознавать, что каждое растение - это живой организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Живой организм живет, удовлетворяя свои потребности, растет, развивается, размножается. Детям закрепляют знания о лесе, парке, о водоёме и тд. как об экосистеме—сообществе, образованном живыми организмами и средой их обитания, в котором экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ. Экосистема может быть как природным, так и природно-антропогенным комплексом (парк). В процессе знакомства с любой экосистемой нужно дать знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Эти знания помогут осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ. Основной формой работы по экологическому воспитанию с детьми мы выбрали наблюдение. Объектом наших наблюдений является экосистема природно-антропогенного комплекса ( прилегающий парк). Во время проведения прогулок и экскурсий по парку мы начали замечать, что после сильного ветра на земле валяется много больших веток деревьев. Дети задавали вопросы: «Почему падают большие ветки, падают деревья?». Рассматривая внимательно валежник, мы обратили внимание на то, что стволы и кора у многих деревьев повреждены. В последнее время летает меньше птиц, которые смогли бы помочь деревьям, поедая насекомых вредителей. Наш парк давно не обновлялся, насекомые подточили кору деревьев, а кое-где и стволы . Перед нами встали вопросы « Почему пропадает старый парк? Что же нужно сделать , чтобы сохранить парк? Актуальность : Перед нами стоит задача не только дать детям знания о природе…(окружающей нас). , но и сформировать навыки бережного общения с природой, научить поступать, щадя и оберегая ее, научить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и состоянием окружающей нас природой. Наблюдения показали, что деревьев в парке становится меньше, поэтому нужно устанавливать причинно-следственные связи этого явления- помочь парку возродиться. Для этого был разработан проект «Мир вокруг нас». Цель проекта: дать старт осуществлению на территории города Пролетарска новых социально-экологических проектов в области сохранения природы нашего города, его животного и растительного мира. Задачи проекта: -Продолжать формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. -Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей) . -Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т. д.) . -Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; -Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. -Расширять взаимодействие с социальными службами города и семьями воспитанников. Новизна проекта: Основной формой обучения экологическому воспитанию с детьми было выбрано наблюдение в ходе целевых прогулок и экскурсий. Период проведения проекта – с 14.03 - 25.03.2016г. Материально-техническое обеспечение: Компьютер, аудиозаписи «Звуки природы», картотека подвижных, дидактических, пальчиковых, дыхательных игр, загадок, наглядно-дидактический материал, худ. литература, фотоальбом «Времена года», Участники проекта: 1. Дети и родители старшей и подготовительной групп. 2. Воспитатели Тарасенко О. П, Ярошенко О. П., 3. Городская общественность Вид проекта: фронтальный, среднесрочный, открытый. Тип проекта: экологический Методы: наглядный, словесный, интерактивный, практический Форма: Ситуативная беседа, Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически комфортной обстановки, рассчитанный на дифференцированный подход к каждому ребёнку при реализации проекта, Целевые прогулки Анкетирование и консультации для родителей, Экскурсия в парк, к водоёмам, по улицам нашего города, Чтение стихов, рассказов, сказок о весне и экологии Рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале, Просмотр мультфильмов Налаживание связей с социальными сферами города. Акции Фотоотчет о проведенных акциях Культурно- досуговая программа Трудовой десант по уборке прилегающего парка, по озеленению участка. Организация выставок, плакаты Участие в районном конкурсе. № Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, Культурно- досуговые мероприятия, беседы, чтение и тд.,) Социальные партнёры Анкетирование родителей на тему «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» Цель: выявить уровень знаний родителей в вопросах экологического воспитания детей. воспитатели 1 Организация выставки детских рисунков в администрации города Пролетарска «Парк в беде» Цель: привлечь внимание администрации города к проблемам прилегающего к детскому саду парка. Воспитатели, дети, родители 2 Проведение экологического турнира «Посвящение в юные экологи» Цель: сформировать экологически- грамотное отношение детей к природе. Воспитатели, дети, родители 3 Создание листовок «Поможем любимому парку». Расклеивание по парку. Цель: привлечь внимание к проблемам парка горожан Пролетарска. Воспитатели, дети, родители 4 Презентация детских проектов дети Развешивание знаков «Соблюдай чистоту» Цель: продолжать формировать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитатели, родители 5 Составление письма в администрацию о том, чтобы обратили внимание на проблему парка Цель: привлечение общественности к совместному решению проблемы парка воспитатели 6 Привлечение общественности города. Ивана Николаевича Разенкова Цель: с помощью неравнодушного жителя Пролетарска поднять проблему спасения парка. Жители города 7 Акция «Приглашаем птиц в парк»- развешивание скворечников Цель: создать благоприятные условия для проживания в парке птиц. Родители, воспитатели Привлечение молодогвардейцев и партии «Единая Россия» к сотрудничеству в проведении акции «Посади и ты, дерево в парке» Городская общественность, воспитатели 8 Акция «Посади и ты, дерево в парке» Цель: привлечь общественность к посадке деревьев в парке. Воспитатели, дети, родители, городская общественность 9 Презентация проекта «Мир вокруг нас » воспитатели Участие в районном конкурсе воспитатели 10 Публикация в районную газету Родители, СМИ сайт отдела образования Ожидаемый результат: расширение кругозора воспитанников о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде, как беречь, охранять и защищать ее. Дети знают о роли деревьев в жизни человека (защищают от шума, от загрязненного воздуха, обогащают воздух кислородом) Привлечение городской общественности в решении проблем «нашего» парка. Повышение экологической культуры жителей города. Используемая литература: Образовательная программа 2014-2015г. Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр» Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000 Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) . «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. .Голицына Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет»: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с. «Энциклопедия для малышей в сказках» (Все, что ваш ребенок должен узнать до школы) Елена Ульева, - М: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс 2013г «Большая книга обо всем на свете»(энциклопедия для самых маленьких ; «Планета детства», г Москва, ООО «Издательство Астрель» Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. Учебно- методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.- 96с. 19 марта 2016 в 22:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.